История земелустройства | krzem.ru

История землеустройства

О земельных отношениях с периода Русского государства до времен современной России

По материалам имеющимся в открытых источниках можно увидеть, что новый этап в организации межевания, связанный с введением поместной системы землевладения начинается с царствования Ивана III (1462-1505). Поместья предоставлялись государством служилым людям, преимущественно военным, на срок их службы и на определенных условиях. Впервые этот термин встречается в одной из жалованных грамот 1470г. Обширная раздача таких владений Иваном III началась после завоевания Новгорода на вновь присоединенных землях. То же самое сделал его сын Василий (1505-1533) на псковских землях.

Уже к середине XVI в. землевладение, землепользование и земельные отношения в России оказались сильно запутанными. Отсутствовала ясность в количестве и качестве земель поместий и вотчин, дворцовых, государственных, монастырских, церковных, крестьянских земель; не были описаны и распределены обширные земли, присоединенные к России в первой половине XVI в. Необходимо было установить, кто какими землями и на каком основании владеет, какие площади можно предоставить служилым людям, как пополнять казну за счет перераспределения земель.

Наведение порядка в использовании земель потребовало от государства проведения специальных землеустроительных работ, которые получили название "писцовые описания". Поскольку при этом осуществлялся целый комплекс землеустроительных работ по учету земель, установлению границ, оценке качества земель, правовому оформлению земельных участков, указанные действия можно назвать "писцовыми межеваниями". Ведал ими Поместный приказ - специальное учреждение центрального управления, образованное в царствование Ивана IV (до середины 60-х годов он именовался Поместной избой).

В начале 17в. из-за неурядиц Смутного времени произошли большие изменения в землепользованиях; многие земли незаконно приобретались и расхищались. В 1622г. был издан указ о сыске поместных окладов (земель), полученных в Смутное время, по которому были произведены описания большей части земель России; однако в 1626г. здание Поместного приказа сгорело со всеми документами и архивами. Поэтому к середине XVII в. писцовые описания были начаты вновь. Большое значение при этом имело Соборное уложение 1649 г. - первый свод законов России, где межевание признавалось как самостоятельное юридическое действие. В этом документе были названы два основных вида межевания:

· спорное и бесспорное межевание земель, еще не межеванных писцами;

· спорное и бесспорное восстановление межевых знаков.

В Уложении устанавливались меры взыскания за порчу межевых знаков, за нарушение границ землевладения и незаконное пользование землей, за неправильные действия межевщиков при спорных межеваниях. Определялся порядок отвода и раздела поместий, разрешения земельных споров, установления и восстановления границ.

Межевые работы, проведенные в России в соответствии с Соборным уложением 1649г., навели определенный порядок в землевладениях и землепользованиях, однако окончательно не дали ясности в использовании земель и не закрепили прав всех помещиков на землю. Для решения этих задач в период с 1680 по 1686 г., по наказам писцам 1680, 1683, 1684гг., было осуществлено новое валовое писцовое описание земель России.

Межевание велось от уездных городов, постепенно распространяясь по волостям; границы землевладений устанавливались в натуре (на местности).

Для обозначения границ (меж) применяли столбы, деревья с тесаными гранями, рыли ямы, вырубали просеки, использовали также межники и границы живых урочищ.

Длина граничных линий выражалась в саженях. Площадь пашни измерялась в десятинах во всех трех полях (имевшихся при трехпольной системе хозяйства) и пересчитывалась потом в четверти для раскладки поземельного налога. При измерении больших лесов достаточно было определить длину и ширину их в верстах и саженях.

Инструментами для измерения служили трехаршинная сажень (2,13м) и мерная веревка.

Записи осуществлялись в писцовых книгах. С технической точки зрения производилось только описание земель без изображения на бумаге землевладений и землепользовании в виде чертежей или планов. Это объяснялось тем, что в то время в России практически не было лиц, знакомых с правильными геометрическими приемами и сложными землемерными инструментами.

Вместе с тем писцовые описания принесли большую пользу государству и имели все признаки землеустройства. При их составлении писцы старались уничтожить чересполосицу, не устанавливать новых въездов в чужие леса, а озера и места для рыбной ловли, еще не отданные никому в дачу (пользование), передавать только тем владельцам, внутри земель которых они находились. Существовали также правила размещения новых дорог для проезда, для отвода и размежевания земель.

В царствование Петра I появились усовершенствованные приемы межевой техники с применением астролябии и мерной цепи впервые использованы при размежевании земель в Ингерманландии - так называлась местность между Ладогой, Невой, Нарвой, Псковской и Новгородской губерниями).

Уменьшение объемов межевых работ, связанное с ликвидацией поместной системы, привело к большому числу земельных беспорядков. В царском указе 1731г. отмечалось:"многие земли прежде были не межеваны, а которые и были межеваны, тех межы и грани через многие прошедшие годы попортились и ямы заровнялись, отчего непрестанно происходят ссоры и драки, и смертные убийства. "

Вновь возник вопрос о необходимости проведения сплошного (валового) межевания, которое было начато в царствование Елизаветы Петровны (1741-1761). Только в мае 1754г. была утверждена "Инструкция межевщикам". При производстве работ впервые юридическая сторона дела была строго отделена от технической: межевщик ведал юридической частью дела, а состоящий при нем геодезист производил измерение земель и составлял межевые акты. Для сохранения результатов межевания составлялись полевая межевая записка, межевой журнал, межевая книга и межевые планы. Были введены усовершенствованные приемы измерения и инструменты (астролябия и мерная цепь).

С межеванием по инструкции 1754 г. связано и возникновение в России первых специализированных учреждений, занимающихся исключительно этой работой.

В ходе межевания с 1754 г. каждому замежевывалось лишь то количество земли, которое землевладелец мог оправдать документально. Примерная земля считалась только государственной или делилась между всеми владельцами, соединенными в одну округу. Ставилась цель - каждый должен владеть лишь той землей, которая принадлежит ему по праву.

Инструкция 1754 г. давала межевщику неограниченную власть. Рассмотрение и утверждение прав на землю, определение границ имений и их закрепление на местности доверяли не Вотчинной коллегии, а служащему исполнительной власти.

Межевщик делил, продавал остававшиеся за наделами примерные земли, при доносах об умышленной порче меж он сам проводил розыск и без суда брал с виновных штраф по 100 руб. за каждый испорченный граничный знак. При сопротивлении межеванию он являлся в поместье (вотчину) с вооруженной командой от ближайших полков и самовластно наказывал и штрафовал виновных. За убийство межевщика была предусмотрена смертная казнь.

На рубеже 19 и 20 века общество вступило в новую фазу своего развития: капитализм стал мировой системой. Россия, вступившая на путь капиталистического развития позже стран запада, попала во вторую группу, куда входили такие страны как Япония, Турция, Германия, США.

Главной причиной промышленного подъема 90-х гг. явилась экономическая политика правительства, одной из составных частей которой стало установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранный капиталов.

Несбалансированность хозяйства стала одной из причин экономического кризиса начала 20 столетия, который затем сменился длительной "депрессией" 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 год начинается экономический подъем. В результате прошедшего кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, ускорился процесс концентрации промышленного производства.

Дворянство, которое сосредоточило более 60% всех земель, было главной опорой самодержавия, хотя в социальном плане оно теряло свою однородность, сближаясь с буржуазией. Крестьянство включало около 75% населения страны. Оно состояло из: кулаков (20%), середняков (30%), бедняков (50%). И, естественно, между ними возникали противоречия.

В эти же годы Россия вмешивается в борьбу за передел рынков сбыта. Война между Россией и Японией за господство на рынке сбыта в Китае, закончившаяся поражением России, четко показала неподготовленность русской армии и слабость экономики.

С поражением в войне в стране нарастает революционная ситуация (1905-1907 года). России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Пётр Аркадьевич Столыпин.

Целей у реформы было несколько:

· социально-политическая - создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;

· социально-экономическая - разрушить общину, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где её поглотит растущая промышленность;

· экономическая - обеспечить подъём сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счёт крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю.

Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счёт крестьянства.

Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года. Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода.

После принятия указа 9 ноября Думой он с внесёнными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.

Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в следующем: разрушение общины и развитие частной собственности, создание крестьянского банка, переселение крестьян, кооперативное движение, агрокультурные мероприятия.

Указ от 9 ноября 1906 года вводил очень важные изменения в землевладении крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали "в собственность отдельных домохозяев" все земли, "состоящие в его постоянном пользовании". Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.

Практика реформы показала, что крестьянство в своей массе было настроено против выдела из общины - по крайней мере в большинстве местностей. Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим обществом показало, что в центральных губерниях крестьяне отрицательно относились к выделу из общины.

В сложившейся обстановке для правительства единственным путем проведения реформы был путь насилия над основной крестьянкой массой. Конкретные способы насилия были самые разнообразные - от запугивания сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским начальником до вынесения постановлений уездными землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения полицейской силы для получения "согласия" сходов до высылки противников выдела.

В итоге, к 1916 году из общин было выделено 2478 тыс. домохозяев, или 26% общинников, заявления же были поданы от 3374 тыс. домохозяев, или от 35% общинников. Таким образом, правительству не удалось добиться своей цели и выделить из общины хотя бы большинство домохозяев*. Именно это и определило крах столыпинской реформы.

Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была осложнена - и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для полного реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокойными. Однако не кратность периода и не смерть автора реформы, убитого в 1911 году рукой агента охранки в киевском театре, были причиной краха всего предприятия. Главные цели далеко не были выполнены. Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось ввести только у четверти общинников. Не удалось и территориально оторвать от "мира" зажиточных хозяев, т.к. на хуторских и отрубных участках поселялись менее половины кулаков. Переселение на окраины так же не удалось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной тесноты в центре. Все это предвещало крах реформы еще до начала войны, хотя ее костер продолжал тлеть, поддерживаемый огромным чиновничьим аппаратом во главе с энергичным приемником Столыпина - главным управляющим землеустройством и земледелием А.В. Кривошеиным.

Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики.

После образования в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик землеустройство стало регулироваться на основе союзного земельного законодательства. В этот период важнейшим нормативно-правовым документом по землеустройству явились Общие начала землепользования и землеустройства, утвержденные ВЦИК СССР 15 декабря 1928 г. В инструкции 1928 г. по производству землеустроительных работ названы две формы землеустройства: межселенное и внутриселенное. Последнее в свою очередь разделено на четыре группы: а) землеустройство коллективных хозяйств; б) землеустройство групповое; в) землеустройство внутрихозяйственное; г) землеустройство обособленных хозяйств. В конце 20-х годов термин «внутрихозяйственное землеустройство» начал прочно входить в производственную, научную и учебную литературы по землеустройству.

Межселенное землеустройство одновременно охватывало по два или несколько селений и являлось прообразом современного межхозяйственного землеустройства. В процессе межселенного землеустройства производилось разграничение земель между смежными землепользователями, устанавливались их твердые площади и производилось, в случае необходимости, перераспределение земель.

Оно осуществлялось обычно по инициативе государства и за счет госбюджета. После завершения межселенного землеустройства и отвода земель пользователям, производилась государственная запись землепользования (земельная регистрация) с оформлением документов на отведенные земли для отдельных земельных обществ и хозяйств.

В ходе межселенного землеустройства устранялись также недостатки в размещении границ, производилось их спрямление, ликвидировались изломанность границ, вклинивания, вкрапливания, дальноземелье, чересполосица и др.

Внутриселенное землеустройство имело цель упорядочить использование земель внутри земельного общества или хозяйства. Его условно можно разделить на две категории: групповое и индивидуальное (по хозяйствам: коллективным, обособленным и другим). Впоследствии групповое внутриселенное землеустройство стало разновидностью межхозяйственного, а индивидуальное внутриселенное землеустройство объединено под одним наименованием «внутрихозяйственное землеустройство».

Внутриселенное групповое землеустройство в России было связано также с наличием большого числа крестьянских хозяйств, тяготевших к селам, а также обусловливалось необходимостью разбивки общинных земель

комассации угодий, т. е. сведения чересполосных земельных участков в крупные массивы, расположенные, по возможности, в одном месте.

В содержание внутриселенного индивидуального (внутрихозяйственного) землеустройства как фактора приспособления территории для нужд хозяйственного использования входили:

а) действия по разделению площади на угодья, угодий — на севооборотные поля, полей — на эксплуатационные части;

б) регулирование и распланирование дорожной сети, т. е. упразднение одних дорог, изменение положения других и образование новых дорог;

в) обеспечение водоснабжением путем устройства прудов, колодцев и т. д.;

г) вообще регулирование водного режима местности и производство мелиорации;

д) разделение селитебной площади на кварталы, с выделом полос земли под улицы, переулки, а также для торговых площадей зеленых насаждений и т. д., разделение кварталов на усадебные участки и т. п.;

е) вообще все мероприятия, имеющие в виду необходимость приспособления определенной площади земли с учетом ее назначения и для конкретной цели и системы использования.

Внутриселенное землеустройство сначала проводилось по инициативе самих хозяйств и за их средства, которые они вносили в государственный бюджет по специальной таксе.

Начиная с 1928 г., в период сплошной коллективизации (1928-1932 гг.), землеустройство было направлено на создание землепользовании в колхозах и совхозах. Характер землеустройства в это время определялся директивами XV съезда ВКП(б) к составлению пятилетнего плана развития народного хозяйства, в которых указывалось на необходимость форсировать работу по землеустройству, являющемуся предпосылкой внедрения коллективных форм хозяйствования.

Процесс сплошной коллективизации сельского хозяйства способствовал образованию социалистических

сельскохозяйственных предприятий и их землеустройству. Если за период с 1919 по 1927 гг. было землеустроено 5129 колхозов на площади 1410,6 тыс. га, то только в полевую кампанию 1928 г. землеустроено 12083 хозяйства на площади 3039,4 тыс. га.

Во время коллективизации в связи с недостатком специалистов-землеустроителей и необходимостью оперативного проведения работ по формированию землепользовании и организации территории впервые создаваемых коллективных хозяйств, землеустройство проводилось упрощенными методами и носило характер землеуказаний.

Землеуказания — это самый простейший вид землеустройства. Вот как они определялись в учебном пособии для землеустроительных техникумов того времени: «Составление проекта при землеуказаний основывается на простейших добытых данных и должно отвечать потребностям текущих сельскохозяйственных кампаний в отношении расширения посевов, указания определенных мест сева, включительно до отдельных культур и установления севооборотов…» Землеуказание «…предназначается для быстрого оформления землепользования вновь возникающих колхозов и совхозов».

При землеуказаниях новых геодезических съемок местности и обследований не проводилось, а использовался планово-картографический материал прежних лет.

Проведение землеустройства в виде землеуказаний в то время было обусловлено определенным политическим (государственным) заказом, когда было необходимо в очень короткие сроки разрушить индивидуальное крестьянское землепользование и вовлечь их земли в коллективные сельскохозяйственные предприятия. И в этом случае государственное землеустройство, земельная служба выступили мощным орудием в руках правительства по земельному переделу.

В 1930-1932 гг. землеуказания были произведены на площади в несколько сотен миллионов га.

В первой пятилетке было осуществлено землеустройство новых совхозов на площади в 80 млн. га.

В это время характер землепользования существенным образом изменился. Массовое объединение единоличных крестьянских хозяйств в колхозы, организация совхозов определили основные формы землепользования, которые могли успешно существовать только при соблюдении его устойчивости, которое к этому периоду уже сложилось. В решении этого вопроса важную роль сыграло постановление ВЦИК и СНК СССР от 3 сентября 1932 г. «О создании устойчивого землепользования колхозов». В результате этого за 3 года 236 тыс. колхозов получили Государственные акты на бессрочное (вечное) пользование землей, закрепившие свыше 500 млн га земель. В процессе этих землеустроительных работ были устранены также имевшие место недостатки в виде чересполосицы, дальноземелья, вклинивания и др.

Процесс коллективизации сельского хозяйства к 1937 г. практически завершился. В колхозы и совхозы было вовлечено 93% от общего числа крестьянских хозяйств. В связи с созданием крупных по размерам земельной площади колхозов и совхозов возникла необходимость их организационного и экономического укрепления, способствующего налаживанию производства продукции.

Центр тяжести землеустройства постепенно начал перемещаться в сторону территориальной организации общественного производства сельскохозяйственных предприятий. С 1933 г. в колхозах и совхозах страны были начаты работы по введению и освоению севооборотов. В этот период землеустройство сельскохозяйственных предприятий было направлено в основном на организацию территории пахотных земель — установление площадей севооборотов, размещение полей и бригадных участков.

Основными задачами внутрихозяйственного землеустройства, в процессе которого вводились севообороты, являлись:

а) создание территориальных условий для эффективного использования земли и повышения урожайности колхозных и совхозных полей;

б) ликвидация земельной обезлички и территориально-правильная организация рабочего места для каждой бригады и звена;

в) укрепление кормовой базы для растущего социалистического животноводства;

г) создание условий для наиболее эффективного использования машинно-тракторного парка и других средств производства;

д) создание условий для рационального проведения строительства в колхозах и совхозах.

Таким образом, проекты внутрихозяйственного землеустройства стали представлять из себя сложные инженерно-технические и землемерные действия, требующие больших знаний и специальной подготовки. Они определяли значительную эффективность производства создаваемых сельскохозяйственных предприятий и представляли собой проект организации производства и территории.

С переходом к сплошной коллективизации землеустройство единоличных крестьянских хозяйств откладывалось, за исключением некоторых национальных районов и отдельных районов потребляющей полосы, где коллективное движение не получило еще широкого развития. На первое место становилось землеустройство колхозов и совхозов. Межселенное и внутриселенное землеустройство сменялось межхозяйственным и внутрихозяйственным землеустройством — двумя основными видами землеустройства.

Межхозяйственное землеустройство понималось как устройство одновременно нескольких землепользовании. Основным его содержанием является образование новых и улучшение существующих землепользовании предприятий. Межхозяйственное землеустройство создает основу для органически связанного с ним внутрихозяйственного землеустройства. Основным содержанием внутрихозяйственного землеустройства являлась организация и размещение элементов земельного устройства отдельных сельскохозяйственных предприятий.

Структура землеустроительных органов. Одновременно с коллективизацией и образованием колхозов, Советское государство в 30-е годы XX в. широко развернуло организацию новых совхозов, являющихся государственными сельскохозяйственными предприятиями. Это вызвало необходимость создания ряда общесоюзных производственных организаций (трактороцентр, зерно-трест и др.).

Все это требовало сосредоточения руководства сельскохозяйственным производством в общесоюзному центре, поэтому в 1930 г. был образован Народный комиссариат земледелия СССР.

На Наркомзем СССР, кроме других функций, возлагалось общее руководство землеустройством. Опера-

тивная работа по землеустройству должна была выполняться землеустроительным аппаратом республик. В РСФСР был образован специальный Государственный землеустроительный трест (Госземтрест), просуществовавший до 1932 г. На Госземтрест возлагалось землеустройство колхозов и совхозов, выявление и подготовка земельных фондов для переселения, отвод земель для специальных целей несельскохозяйственного назначения и др. Госзем-тресты были организованы также в Белоруссии и Узбекистане. В других союзных республиках оперативная работа по землеустройству выполнялась управлениями землеустройства наркомземов.

К началу 1990 г. в стране была сложена стройная, отвечающая мировому уровню система землеустройства и землепользования, способная выполнять задачи, связанные с планированием, прогнозированием и проектированием использования земель, организацией территории, осуществлением комплекса мероприятий по защите земель повышению их плодородия.

Вместе с тем, в использовании земель, организации производства и территории, землевладения и землепользования имелись большие проблемы, которые сдерживали развитие всей экономики. Все это привело к необходимости земельной реформы, которая началась в 1990 г.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. № 30 была утверждена республиканская программа проведения земельной реформы, предусматривающая ее организационное, правовое, инструктивно-методическое, землеустроительное, информационное, научно-методическое, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение. Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" стал первым законодательным актом, определявшим сроки и порядок реорганизации колхозов и совхозов.

Для реализации новой земельной политики государства с использованием экономических методов был принят Закон РСФСР "О плате за землю" от 11 октября 1991 г., в который позднее вносились изменения и дополнения. В декабре 1992 г. был введен в действие Закон "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства", в соответствии с которым было разрешено осуществлять куплю-продажу земли. В действующей Конституции РФ законодательно закреплено право граждан на получение земли в частную собственность и на ее продажу.

В целях создания условий для развития предпринимательства на селе в соответствии с Указом Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" Правительство РФ 29 декабря 1991 г. приняло постановление "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", а 4 сентября 1992 г. - постановление "О порядке реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", в соответствии с которыми была проведена перерегистрация всех сельскохозяйственных предприятий, осуществлено преобразование большинства из них в акционерные общества, ассоциации крестьянских хозяйств, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные кооперативы.

Перечисленные законодательные акты, связанные с перераспределением и использованием земли, потребовали проведения большого объема землеустроительных работ, включая:

· передачу земель в ведение сельской (поселковой) администрации;

· формирование земельных фондов специального назначения;

· отвод земель крестьянским хозяйствам, для личного подсобного хозяйства, под коллективные сады и огороды, для индивидуального жилищного и дачного строительства и т.д.;

· проведение землеустроительных работ на землях реформируемых сельскохозяйственных предприятий;

· выдачу документов на право собственности на землю; отвод земель при расселении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, уволенных в запас из рядов Вооруженных Сил;

· межевание земель с установлением границ территорий с особым режимом и условиями использования (административно-территориальных образований, земель природоохранного, заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и др.);

· создание общинно-родовых хозяйств в удаленных районах;

· установление обременении (сервитутов) в использовании земель правами третьих лиц с указанием границ обремененных земель, режима их использования и прав третьих лиц на ограниченное использование чужих земельных участков.

Землеустроительные работы по передаче земель в ведение сельской (поселковой) администрации проводились на основании инструктивного письма РосНИИземпроекта (бывшего Росземпроекта) от 10 декабря 1990 г. № 67-5/68 "О проведении работ по передаче земель в ведение сельских Советов народных депутатов" с целью упорядочения, организации рационального использования и охраны земель в границах сельских населенных пунктов и их отграничения от других земель. В течение 1991 г. эти работы были проведены на территории 84 тыс. сельских и поселковых Советов народных депутатов на основании соответствующих проектных проработок. В их распоряжение были переданы земли 153,3 тыс. населенных пунктов общей площадью 26,6 млн га, в том числе 17,7 млн га сельскохозяйственных угодий.

В 1991 г. на основании статьи 14 Закона РСФСР "О земельной реформе" проведено также формирование специального земельного фонда для последующего перераспределения и наделения земельными участками на площади 15 млн га. Формирование этого фонда шло по административным районам из; земель, используемых не по целевому;назначению, неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.

С 1990г. бурными темпами началось образование крестьянских (фермерских) хозяйств, а с 1992 г. - фактический передел земель колхозов и совхозов.

В ходе реорганизации колхозов и совхозов, их перерегистрации и установлении статуса новых хозяйств осуществлялись новые виды землеустроительных работ по разграничению земель, находящихся в постоянном пользовании сельскохозяйственных предприятий, с установлением площадей и местоположения земельных массивов:

· подлежащих передаче гражданам в частную и коллективно-долевую собственность бесплатно;

· остающихся в государственной собственности;

· рекомендуемых для продажи или передачи в аренду (с правом последующего выкупа) членам коллективов, выходящим из предприятий с целью создания крестьянских хозяйств, а также другим работникам этих хозяйств, объединяющимся в кооперативы, товарищества, акционерные общества;

· для передачи или продажи другим гражданам и юридическим лицам.

При разграничении земель (на основании Рекомендаций по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов, утвержденных Роскомземом 27 февраля 1992 г.) составлялись проекты землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемых хозяйств. При этом в каждом сельском административном районе устанавливалась среднерайонная норма бесплатной передачи земель в собственность граждан, которая дифференцировалась по каждому хозяйству в зависимости от оценки их сельскохозяйственных угодий по продуктивности по отношению к среднерайонному показателю.

Земельные участки, оставшиеся после бесплатной передачи в собственность гражданам, коллективам колхозов, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям и акционерным обществам, включались в фонд перераспределения земель района, границы которого также определялись с помощью землеустроителей. Общая площадь этого фонда на начало 1994 г. составила 66 млн га, в том числе 13,3 млн га сельскохозяйственных угодий.

Земли фонда перераспределения использовались для последующей передачи их администрацией района в собственность, пользование, аренду гражданам и юридическим лицам для создания личных подсобных и крестьянских хозяйств, коллективного садоводства и огородничества и других целей, связанных с сельскохозяйственным производством.

В результате перераспределения земель около 30 млн рабочих и специалистов реорганизованных колхозов и совхозов, пенсионеров и работников социальной сферы стали собственниками земельных долей площадью от 2 до 15 га, находящихся в коллективной совместной либо в коллективно-долевой собственности. В порядке оказания помощи сельскохозяйственным предприятиям по реорганизации и приватизации земли было разработано 2150 землеустроительных проектов.

В 1994 г. документы, удостоверяющие право на землю, были выданы 11,7 млн граждан, из них 6 млн - собственникам земельных долей. В целом документы, удостоверяющие право на землю, получили 95,2 % сельскохозяйственных предприятий, 78,2 % несельскохозяйственных предприятий, 95,3 % крестьянских хозяйств, 73,8 % владельцев личных подсобных хозяйств, 45 % собственников индивидуальных жилых, дачных и гаражных строений, 56 % владельцев садовых участков, 61,5 % собственников земельных долей.

В 1993 г. землеустроительной службой России была также проведена инвентаризация земель части населенных пунктов, уточнены границы 230 городов и поселков городского типа. Более чем 31 тыс. семей военнослужащих, беженцев, вынужденных переселенцев, в том числе переселяющихся из районов Крайнего Севера, получили земельные участки для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства. В 1994г. более 17 тыс. хозяйств получили земельно-кадастровые карты, а проведенная по 470 административным районам инвентаризация земель позволила выявить дополнительно 1,5 млн га, пригодных для садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства и для других целей.

На Урале, в Восточной и Западной Сибири, на Дальнем Востоке и на Севере было создано 322 общинно-родовых хозяйства на площади 28,3 млн га, из которых 33 тыс. га занимают сельскохозяйственные угодья.

Вместе с тем, поскольку процесс перераспределения земель проходил ускоренными темпами, без должного учета требований землеустроительного проектирования, повсеместно нарушались устойчивость землепользования, сложившаяся организация территории, деформировались специализация и экономика хозяйств, не осуществлялись мелиоративные, природоохранные и противоэрозионные мероприятия. К началу земельной реформы в России практически по каждому сельскохозяйственному предприятию были разработаны проекты внутрихозяйственного землеустройства, имелись научно обоснованные системы ведения хозяйства и земледелия. По большинству административных районов были разработаны схемы землеустройства, а в областях, краях и республиках - схемы использования и охраны земель, противоэрозионных мероприятий. В результате массового перераспределения земель и реорганизации предприятии имеющиеся схемы и проекты землеустройства были нарушены; они нуждаются, как минимум, в существенной корректировке, а в большинстве случаев в полной переработке. Комплекс землеустроительных проектных работ приходится начинать заново с учетом изменившихся условий и требований.

Для осуществления земельной реформы, организации землеустройства и перераспределения земель вместо Главного управления землепользования и землеустройства Министерства сельского хозяйства СССР, которое ранее руководило землеустроительными работами, в Российской Федерации в 1991 г. был создан специальный государственный орган Роскомзем (Госкомзем).

В первые годы земельной реформы в Российской Федерации (1991-1992) численность работников земельной службы системы Роскомзема увеличилась на 20 % и достигла 19 785 (включая работников гипроземов). Были созданы районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, которые координировали ход земельной реформы и организовывали работы по перераспределению земель. Однако руководство и состав указанных комитетов большей частью формировались не из числа специалистов-землеустроителей, а из работников бывших советских и партийных органов, технологов производства (агрономов, экономистов и т.д.), других администраторов. Поэтому общая численность лиц, имеющих землеустроительное образование, в составе комитетов была всего 7482 человека (37,8 %). В Московской области из 862 человек, работающих в системе землеустройства, 435 (50,5 %) имели специальное землеустроительное образование, а в городском комитете Москвы - из 277 только 86 (31,0%).

Итак, земельная реформа вновь поставила на повестку дня вопрос об увеличении подготовки инженеров землеустроительного профиля и совершенствовании землеустроительного образования.

Уже к середине 1991 г. землеустроительные специальности стали не только остродефицитными, но и востребованными в полной мере. Для подготовки землеустроительных кадров был мобилизован весь научно-педагогический состав Московского института инженеров землеустройства. Опыт и знания профессорско-преподавательского состава института были нужны также для формирования идеологии земельной реформы, подготовки земельного законодательства, подготовки специалистов современного профиля.

Государство сделало ставку на дальнейшее развитие высшей землеустроительной школы и ее главного звена - Московского института инженеров землеустройства. Было принято решение придать высшему землеустроительному образованию университетскую направленность и фундаментальность и принять меры по дальнейшему развитию МИ ИЗ как Всероссийского учебно-методического, научного и культурного центра подготовки кадров для осуществления земельных преобразований.

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР "О республиканской программе проведения земельной реформы на территории РСФСР" (1991) и приказом № 193 от 24 марта 1992г. по Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на базе Московского института инженеров землеустройства был создан Государственный университет по землеустройству (ГУЗ), подготавливающий специалистов по земельному праву, землеустройству, почвоведению, геоботанике, геодезии, архитектуре и планировке сельских населенных мест.

Ключевым в области земельной политики стал Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России".

В соответствии с этим документом земельные участки и все, что прочно с ними связано (инженерные сооружения, мелиоративные сети, многолетние насаждения, строения и другие объекты), отнесены к недвижимости. Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранного, иного специального законодательства и рассматриваемого указа.

Было определено также, что граждане и юридические лица - собственники земельных участков - имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями.

Гражданам и юридическим лицам дано право образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков или долей (паев).

В целях установления и защиты прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость, создания эффективной системы платежей за землю, осуществления государственного регулирования операций с землей и недвижимым имуществом 11 декабря 1993г. Президентом РФ был издан Указ № 2130 о государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость. В частности, была установлена единая система государственного земельного кадастра, регистрации и оформления документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость на всей территории России.